
Хотя искусственные человекоподобные создания упоминались ещё в древнегреческих мифах, впервые слово «робот» прозвучало в пьесе Карела Чапека (Karel Čapek) в 1920 году. С тех пор тема роботов остаётся крайне актуальной для фантастов и футурологов. Множество популярных книг, фильмов и видеоигр предлагали свои варианты развития робототехники, и мы решили задаться вопросом: насколько их авторы оказались в состоянии предсказать реальное будущее? Приблизились ли современные инженеры к созданию прототипов фантастических существ? Как вообще жанр научной фантастики соотносится с реальностью в наши дни?
Для того чтобы найти ответы, мы решили вспомнить канонических роботов из фильмов и видеоигр и попросить известного эксперта по роботам, первого проректора Московского технологического института (МТИ) и генерального директора Московской бизнес-школы (MBS) Евгения Плужника прокомментировать их с точки зрения текущего положения дел в робототехнике.
Серия «Звёздные войны»: C-3PO, R2-D2, BB-8
giphy.com
Киноэпос «Звёздные войны» подарил поклонникам Sci-Fi огромную, глубоко проработанную вселенную. В ней подробно описано всё: философские концепции, технологии, звёздные системы, биологические виды и, конечно, самые разнообразные типы роботов. Не нужно быть поклонником научной фантастики, чтобы узнать один из самых известных дуэтов в массовой культуре — роботов моделей C-3PO и R2-D2.
Первый — протокольный андроид, по его собственным словам, владеющий шестью миллионами форм коммуникаций. Мнительный, до болтливости многословный, склонный драматизировать события, этот робот ненавидит путешествия и влипает в самые разные неприятности.
Его товарищ R2-D2 — астромеханический дроид, главная функция которого — помощь пилотам в межзвёздных перелётах. Он общается с помощью различных шумов — свистков, трелей, писков и щелчков, при этом многие из его сообщений могут быть понятны зрителю благодаря моделированию интонаций человеческой речи. Храбрый, целеустремлённый и упрямый, он на редкость обаятелен и при этом не раз выручал главных героев «Звёздных войн» из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
В седьмом эпизоде к знаменитому дуэту присоединился робот модели BB-8 — вызывающий умиление дроид с оригинальной внешностью в виде свободно вращающегося шара и хитроумно присоединённой к нему головы-полусферы.
Идею «Звёздных войн» можно описать как «научная фантастика с человеческим лицом». После «Звёздного пути», вышедшего на 11 лет раньше (1966-й против 1977-го), создателям «Звёздных войн» нужно было поразить зрителя всеми козырями научной фантастики. Поэтому роботы в данной серии эмоциональны, обаятельны и милы, при этом не все антропоморфны. Во многом пара C-3PO и R2-D2 подобрана по характеру и внешнему виду в соответствии с законами комедии, угадывается даже «Толстый и тонкий» Чехова. В целом сериал не задаётся философскими концепциями, а эксплуатирует тему роботов как милую и интересную публике.
В реальности пока не существует роботов соизмеримого уровня интеллекта и взаимодействия с реальностью, однако технологии глубокого обучения нейронных сетей сильно обнадёживают. Мы наблюдаем, как компьютеры овладевают навыками общения. Уже сейчас программы вполне успешно проходят тест Тьюринга — устоявшийся критерий невозможности отличить в общении человека от робота.
Евгений Плужник
Серия «Терминатор»: T800, T1000
giphy.com
После ядерной войны роботы-терминаторы сражаются с остатками человечества и отправляются в прошлое, чтобы уничтожить сначала Сару Коннор, а потом её сына, предопределив таким образом исход финальной битвы.
Модель T800 имеет металлический каркас, напоминающий скелет человека, и внешность Арнольда Шварценнегера. T1000 — это более продвинутая модель из подвижного жидкометаллического сплава, которая способна принимать самые разные формы, копировать объекты вокруг себя и игнорировать механические повреждения.
Перед актёрами, играющими терминаторов в одноимённых фильмах, стояла непростая задача изобразить киборгов, которые не обладают какими-либо эмоциями, не чувствуют ни жалости, ни страха и идут к выполнению поставленных задач самым коротким из всех возможных путей. Получилось хорошо. И если зритель ещё мог испытать симпатию к T800 в обличье Арнольда Шварценнегера, который, опускаясь в расплавленный металл, показывает большой палец, то безжалостные терминаторы, сражающиеся против людей, вызывали лишь страх.
Этот фильм вышел спустя семь лет (1984 год) после первых «Звёздных войн», но за это время в технологическом мире очень многое поменялось. Космос постепенно вытесняется из умов людей новым технологическим явлением — компьютером, а космооперы — киберпанком. Поэтому в массовой культуре начинает активно эксплуатироваться тема войны с роботами.
Насколько реальны такие прогнозы? Девяносто два процента экспертов из Американской ассоциации искусственного интеллекта считают, что учёным в ближайшие 25 лет не удастся создать разумную машину, способную превзойти человеческий мозг. Так что можно не волноваться. Гораздо вероятнее не конкуренция с машинами, а объединение с ними, например добавление к человеческому мозгу цифрового чипа, усиливающего его способности.
Евгений Плужник
Видеоигра Deus Ex: Mankind Divided
giphy.com
Последняя часть видеоигры Deus Ex продолжает поднимать непростые вопросы о технологических способах улучшения человеческой природы и их последствиях.
Используя ультрасовременные технологии, корпорации предлагают людям улучшить свои физические свойства благодаря вживляемым имплантатам. Обеспеченные люди обретают новые фантастические способности и существенно облегчают свою жизнь. При этом происходит раскол общества: значительная его часть считает, что вмешательство в человеческий организм недопустимо. Вокруг этого набирающего обороты конфликта выстраивается весь сюжет видеоигры. Главному герою доступны все преимущества фантастических технологий. Игрок может почувствовать, каково это — быть человеком, который частично стал роботом.
Этические вопросы киборгизации обусловлены проблемой нашей идентичности. Новые технологии ставят перед нами вопрос: каким будет наше самоопределение, когда нейронные сети могут копировать нас до степени прохождения визуального, текстового и прочих тестов Тьюринга? Что останется нам, людям, как критерий человечности? Кто это такой — человек ближайшего будущего?

Комментариев нет:
Отправить комментарий