Страницы

суббота, 4 апреля 2020 г.

Что такое фишинг и как он может лишить вас денег и секретов


Что такое фишинг и чем он опасен

Фишинг — это распространённый вид кибермошенничества, целью которого является компрометация учётных записей и перехват контроля над ними, кража данных кредитных карт или любой другой конфиденциальной информации.

Чаще всего злоумышленники используют электронную почту: например, рассылают письма от имени известной компании, заманивая пользователей на её фальшивый сайт под предлогом выгодной акции. Жертва не распознаёт подделку, вводит логин и пароль от своего аккаунта, и таким образом пользователь сам передаёт данные мошенникам.

Пострадать может каждый. Автоматизированные фишинговые рассылки чаще всего ориентированы на широкую аудиторию (сотни тысяч или даже миллионы адресов), но встречаются и атаки, направленные на конкретную цель. Чаще всего в качестве таких целей выступают топ‑менеджеры или другие сотрудники, у которых есть привилегированный доступ к корпоративным данным. Такую персонифицированную стратегию фишинга называют вейлингом (англ. whaling), что переводится как «ловля китов».

Последствия фишинговых атак бывают сокрушительными. Мошенники могут прочитать вашу личную переписку, разослать фишинговые сообщения вашему кругу контактов, снять деньги с банковских счетов и вообще действовать от вашего имени в широком смысле. Если вы управляете бизнесом, то рискуете ещё больше. Фишеры способны украсть корпоративные секреты, уничтожить важные файлы или слить данные ваших клиентов, что ударит по репутации компании.

Согласно отчёту

Phishing Activity Trends Report

Антифишинговой рабочей группы, только за последнюю четверть 2019 года специалисты по кибербезопасности обнаружили более 162 тысяч мошеннических сайтов и 132 тысяч email‑рассылок. За это время жертвами фишинга стали около тысячи компаний со всего мира. Остаётся только гадать, сколько атак не было обнаружено.

Иван Будылин

Архитектор Технологического центра Microsoft в России.

Важно чётко понимать самим и довести до сведения сотрудников, друзей и родственников несколько вещей. Первое: нам противостоит индустрия. Киберзлоумышленники — это больше не шутники‑энтузиасты, это опытные профессионалы, которые так или иначе хотят на вас заработать. Второе: любая информация имеет ценность, даже если кажется не важной. И ваша активность в соцсетях, и кличка вашей любимой кошечки — всё может быть использовано либо для непосредственной монетизации, либо как ступень атаки для получения доступа к более «дорогостоящим» данным. Третье: использование многофакторной аутентификации и средств беспарольного входа постепенно переходит из разряда настоятельных рекомендаций в разряд суровых требований изменившейся реальности.

Эволюция и виды фишинга

Термин «фишинг» произошёл от английского слова fishing («рыбалка»). Этот вид мошенничества действительно напоминает ловлю рыбы: злоумышленник забрасывает наживку в виде поддельного сообщения или ссылки и ждёт, пока пользователи не клюнут.

Но на английском «фишинг» пишется немного иначе: phishing. Вместо буквы f используется диграф ph. По одной версии, это отсылка к слову phony («обманщик», «жулик»). По другой — к субкультуре ранних хакеров, которых называли phreakers («фрикеры»).

Считается, что впервые термин «фишинг» публично использовали в середине 1990‑х годов на конференциях Usenet. В то время мошенники начали первые фишинговые атаки, их целью были клиенты американского интернет‑провайдера AOL. Злоумышленники рассылали сообщения с просьбой подтвердить учётные данные, выдавая себя за сотрудников компании.

С развитием интернета появлялись всё новые виды фишинговых атак. Мошенники начали подделывать целые сайты и освоили разные каналы и сервисы коммуникации. Сегодня можно выделить такие разновидности фишинга.

Email‑фишинг.

Мошенники регистрируют почтовый адрес, похожий на адрес известной компании или знакомого выбранной жертвы, и рассылают с него письма. При этом по имени отправителя, оформлению и содержимому поддельное письмо может быть почти идентичным оригиналу. Только внутри есть ссылка на фейковый сайт, заражённые вложения или прямая просьба выслать конфиденциальные данные.

СМС‑фишинг (смишинг).

Эта схема аналогична предыдущей, но вместо email используется СМС. Абонент получает от неизвестного (обычно короткого) номера сообщение с запросом конфиденциальных данных или со ссылкой на поддельный сайт. К примеру, злоумышленник может представиться банком и запросить проверочный код, который вы получили ранее. На самом деле код нужен мошенникам, чтобы взломать ваш банковский аккаунт.

Cоцмедиа‑фишинг.

С распространением мессенджеров и социальных сетей фишинговые атаки наводнили и эти каналы. Злоумышленники могут связаться с вами через поддельные или взломанные аккаунты известных организаций либо ваших друзей. В остальном принцип атаки не отличается от предыдущих.

Телефонный фишинг (вишинг).

Мошенники не ограничиваются текстовыми сообщениями и могут вам позвонить. Чаще всего для этой цели используют интернет‑телефонию (VoIP). Звонящий может выдать себя, к примеру, за сотрудника службы поддержки вашей платёжной системы и запросить данные для доступа к кошельку — якобы для проверки.

Поисковый фишинг.

Столкнуться с фишингом можно прямо в поисковой выдаче. Достаточно кликнуть по ссылке, которая ведёт на поддельный сайт и оставить на нём личные данные.

Pop‑up фишинг.

Злоумышленники часто используют всплывающие окна (pop‑up). Посетив сомнительный ресурс, вы можете увидеть баннер, который обещает некую выгоду — например, скидки или бесплатные товары — от имени известной компании. Перейдя по этой ссылке, вы попадёте на сайт, который контролируют злоумышленники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий