
В середине апреля вступают в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, касающиеся использования беспилотных судов. Совсем скоро таможенники начнут вскрывать 5% посылок из-за рубежа. А ближе к лету будет снижена планка беспошлинного ввоза, и мы начнём доплачивать за покупки дороже не 150, а каких-нибудь 25 долларов. В общем, в ближайшее время Россия, вероятнее всего, останется без летающих RC-моделей в принципе.
Закон, регулирующий полёты радиоуправляемых аппаратов
thedronefiles.net
Поправки в Воздушный кодекс приняты во втором и третьем чтениях, подписаны президентом и должны вступить в силу через 90 дней после опубликования (были напечатаны в «Российской газете» 11 января 2016 года). С этого момента государственной регистрации будут подлежать беспилотные воздушные суда, максимальная взлётная масса которых больше 250 граммов. Под действие закона подпадают летательные аппараты весом до 30 килограммов всех видов назначения и конструкций.
Эти воздушные суда подлежат обязательной сертификации. Некоторые аппараты будут сертифицироваться на основании уже имеющегося документа о лётной годности, некоторые — на основании сертификата изготовителя. Классификатора на данный момент не существует.
Ранее производители
коптеров
не сертифицировали свои аппараты в России, поскольку это просто не требовалось. Да и вряд ли будут: большая часть аппаратов ввозится нелегально. Так что в этом плане придётся выкручиваться владельцам.
Кроме того, законодатели задумались и об «экипаже». Он состоит из одного или нескольких внешних пилотов. Один из них должен быть назначен командиром беспилотного аппарата и нести дополнительную ответственность за любые неполадки при эксплуатации: принимать окончательные решения о взлёте, полёте и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности.
Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полёта, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полёт, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полётами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полётов.
Воздушный кодекс РФ
До появления поправок полёты беспилотников вообще никак не регламентировались. И это плохо. Но с поправками лучше не стало. По сути, они попросту запрещают полёты всех аппаратов тяжелее 250 граммов. А это — любые радиоуправляемые модели или квадро-, гекса- и октокоптеры.
Правила регистрации беспилотных аппаратов
Итак, с середины апреля все
дроны
нужно будет регистрировать. Государственный реестр беспилотников будет вести Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Для внесения устройства в реестр владелец должен подать письменное заявление в Росавиацию в произвольной форме, но с данными о себе и дроне (тип, серийный номер, дата изготовления, наименование изготовителя, максимальная взлётная масса, тип и количество установленных двигателей, их мощность). После регистрации беспилотнику присваиваются и наносятся на него государственный и регистрационный опознавательные знаки. Повторная регистрация требуется при смене собственника судна и любом изменении комплектующих, модификации.
После регистрации в госреестре Росавиации потребуется поставить дрон на учёт в Федеральную службу безопасности (ФСБ), сообщив те же данные, что и при регистрации.
Чем грозят таможня и новые правила
policeuavdrones.com
Осложнения с регистрацией дополняются большими неприятностями с таможней. Во-первых, потому, что большинство дронов стоят больше, чем позволяет беспошлинный лимит (сейчас это 150 долларов, но, вероятно, уже к лету он снизится до 10–20 долларов).
Во-вторых, большая часть коптеров и самолётов выпускается в Китае (всеми любимый Phantom — тоже), а значит, их сертификацией в срочном порядке заниматься никто не будет. Таким образом, все они будут являться контрафактной продукцией.
В случае вскрытия
посылки
(а таможенники не только имеют право вскрывать посылки, но и будут делать это чаще) или наличия на ней информации о том, что пакет содержит беспилотный летательный аппарат, ваша покупка будет задержана.
Вариантов развития событий может быть два:
либо дрон останется у таможенных органов,
либо для его ввоза придётся проводить сертификацию. Как именно, я пока до конца не разобрался. Это слишком запутанный процесс, которым должна заведовать Росавиация. Пока же такую процедуру проводят только для сверхлёгких ПИЛОТИРУЕМЫХ аппаратов.
Как обойти новые правила
На самом деле — никак. Хотя правил написана огромная куча, есть сразу две проблемы, которые накрепко запрещают любые полёты:
Коптеры и радиоуправляемые самолёты не сертифицируются и не подлежат сертификации, а значит, их нельзя зарегистрировать.
Нет официальной процедуры для получения удостоверения для полётов (хоть на квалификацию капитана беспилотного аппарата, хоть на вспомогательного пилота-оператора). А потому Росавиация вправе отказать любому при попытке официальной регистрации.
Логично, если бы вопросами беспилотников занималось ДОСААФ. Однако эта организация практически уничтожена, а свято место пусто не бывает. Для поддержки развития беспилотных аппаратов появилась общественная организация «
Ассоциация малых беспилотников
».
Она уже предлагает всем желающим вступить в свои ряды и получить официальное удостоверение члена ассоциации. Для обычных пилотов это совершенно бесплатно, а вот при необходимости юридической поддержки, участия в научных проектах, торговли необходимо немного растрясти кошелёк. Проект отметился организацией круглых столов и выставок, в том числе на площадях «Сколково». Но ни одна из инициатив не была рассмотрена Госдумой при утверждении текущих поправок. В качестве достижений объединения можно отметить единственное выигранное дело о грузоперевозке по воздуху на малом беспилотнике в Сыктывкаре.
Впрочем, членство ни в одном клубе или организации не освобождает от обязательной регистрации. Не спасут и корочки авиамодельных клубов. К сожалению, деятельность таких клубов никак не регламентируется и, судя по всему, этот сезон (если законодатели не смилостивятся) их члены встретят на земле или в конспиративных гаражах.
Что делать
Летать аккуратно, незаметно. И подготовиться к тому, что, если поймают, придётся заплатить штраф от 5 до 50 тысяч рублей (за нарушение воздушного пространства и за незарегистрированный аппарат). Если к тому же обнаружится флешка с видеоматериалом и будет отсутствовать разрешение на фото- и видеосъёмку, можно влететь на ещё большую сумму. При наличии фотографий, которые могут классифицироваться как сбор картографических данных, штраф вырастет до 200–500 тысяч рублей.
Таким образом, если и летать, то:
делать это так, чтобы другие люди были в безопасности;
делать это незаметно;
делать это на частной — своей или дружественной — территории на малой высоте.
Летать пока не на чем, но хочется? К сожалению, выход только один — по крайней мере пока — покупать прямо сейчас, чтобы посылка успела прийти до конца марта. Желательно воспользоваться услугами транспортной компании — «СДЭК», SPSR Express или EMS: сроки слишком малы, любой заказ из Китая будет отправлен не раньше 17 февраля.
В дальнейшем — теоретически — можно будет ввозить разукомплектованные, разобранные аппараты: отдельно винты и двигатели, отдельно корпус, полётный контроллер и прочее. Всё в разных упаковках с надёжным смещением по времени, чтобы посылки не пересеклись на таможне. Или покупать внутри страны, что значительно дороже.
К сожалению, под запрет попадают практически все летательные аппараты, предназначенные для полётов на улице. И квадрокоптеры (их аналоги), и радиоуправляемые вертолёты, и подобные самолёты/планеры. Если решили рискнуть, то в первую очередь стоит обратить внимание на эти модели:
Syma X5C (W)
kvadrokopterpro.ru
Небольшой
коптер
для улицы. Плюсы: качественный пластик, прочная конструкция, большое количество запчастей, низкая стоимость. Есть модификация с видеотрансляцией. Недостатки: довольно быстро горят моторы, достаточно хрупкие ноги, не может возить экшен-камеру.
Купить Syma X5C (W) →
WLtoys V686
selfidrone.com
Несколько более мощный коптер, который вполне способен таскать — недолго и недалеко — неплохую камеру. Значительно прочнее, чем X5, но дороже (не везде) и сложнее в управлении.

Комментариев нет:
Отправить комментарий