
Интернет задумывался как канал получения и передачи информации. Но быстро стал каналом коммуникации. От обмена мнениями в ЖЖ до создания «микромиров» в MySpace, Facebook и других социальных сетях.
Несколько лет назад вопрос «Ты есть в ВК?» был нормальным. Сегодня — нет. Конечно, есть! Если не своя, то фейковая страничка, но обязательно есть.
По данным ВЦИОМ, интернетом в России пользуется 66% совершеннолетних (!) граждан, то есть более 76 миллионов человек. 90% из них зарегистрированы в социалках.
Социальные медиа, а также электронная почта и мессенджеры изменили природу общения. В том числе отношение ко лжи.
Все врут!
Доктор Хаус прав: в той или иной мере, но лгут все. Каждый день. Логично было бы предположить, что больше всего врут в интернете. Можно оставаться анонимным, надевать любые маски.
Уловки из социальной инженерии и такие явления, как астротурфинг, — лишнее подтверждение тому, что Сеть полна лжи.
Но если абстрагироваться от сборов средств на спасение мнимого больного ребёнка и сообщений типа «Не спам! Работа не бей лежачего — зарплата $30 000», то вырисовывается абсолютно другая картина.
В интернете нет искренности. Откровенным, честным с самим собой человек может быть только в личном блоге с закрытым ото всех доступом. Для всех остальных будет транслироваться созданный образ, которому человек стремится соответствовать.
Таня Абросимова
Профессор когнитивной психологии и коммуникаций Джефф Хэнкок (Jeff Hancock) провёл
исследование
честности в социальных медиа. Результат удивляет.
По мнению Хэнкока, человек не врёт без причины. Если он это делает, то чтобы:
защитить себя;
извлечь выгоду.
Но монитор и расстояние, по мнению профессора, не повод для лжи. Почему?
Есть (как минимум) две причины.
Устная речь появилась гораздо раньше письменной и, в отличие от последней, доступна всем. Отсюда исторически сакральное отношение к словам, зафиксированным на бумаге или в другом виде. Соврёшь вслух — половина не заметит, половина скоро забудет. Напишешь неправду — запомнят надолго и смогут доказать.
Социальные сети — это не просто статусы, фотографии и посты «ни о чём». Это люди, которые их создают и читают. Чаще всего — близкие люди. Кем ты будешь в глазах своих родственников, друзей, коллег, если соврёшь? Социальная ответственность и нормы морали повышают уровень правдивости.
Из этого можно сделать вывод, что обычные пользователи в социальных сетях чаще всего всё-таки говорят правду.
Гипертрофированную, но правду.
Я — версия 2.0
Люди охотно выкладывают в Сеть фотографии и рассказывают про своих мужей и жён, детей (даже новорождённых), домашних питомцев, жилища… Только посмотрите, какой заботливый у меня муж — приготовил мне завтрак. Лайк! А какой милый у меня малыш — вот он какает. Лайк! Я в отличной форме в свои 35 — правда, мне к лицу новое платье? Лайк!
Не могу этого понять. Но, думаю, возможны два варианта. Первый, когда люди используют альбомы в социальных сетях как облачное хранилище. Второй — уже психология. Люди хотят получить положительную оценку окружающих.
Мы решили разобраться в психологии и обратились с вопросом, зачем люди устраивают «стриптиз» в социалках, к профессионалу.
Эгоцентризм и тщеславие
Есть такой тип личности — истероидный, или демонстративный. Такие люди склонны к театрализации. Активность в социальных сетях позволяет им постоянно обращать на себя внимание. Они уверены, что обязаны подарить миру свой «богатый внутренний мир».
Лайки и положительные комментарии тешат самолюбие таких людей. Они не терпят конкурентов, поэтому банят всех, кто не восхищается ими.
Истероиды — актёры, любят примерять на себя различные маски. Вот я дрянная девчонка, а вот я хозяюшка / вот я спортсмен, а вот я на крутой тачке.
Анна Кутинова
Подмена понятий

Комментариев нет:
Отправить комментарий