Страницы

понедельник, 8 октября 2018 г.

Стриптиз души, или Почему мы откровенничаем в интернете


Интернет задумывался как канал получения и передачи информации. Но быстро стал каналом коммуникации. От обмена мнениями в ЖЖ до создания «микромиров» в MySpace, Facebook и других социальных сетях.

Несколько лет назад вопрос «Ты есть в ВК?» был нормальным. Сегодня — нет. Конечно, есть! Если не своя, то фейковая страничка, но обязательно есть.

По данным ВЦИОМ, интернетом в России пользуется 66% совершеннолетних (!) граждан, то есть более 76 миллионов человек. 90% из них зарегистрированы в социалках.

Социальные медиа, а также электронная почта и мессенджеры изменили природу общения. В том числе отношение ко лжи.

Все врут!

Доктор Хаус прав: в той или иной мере, но лгут все. Каждый день. Логично было бы предположить, что больше всего врут в интернете. Можно оставаться анонимным, надевать любые маски.

Уловки из социальной инженерии и такие явления, как астротурфинг, — лишнее подтверждение тому, что Сеть полна лжи.

Но если абстрагироваться от сборов средств на спасение мнимого больного ребёнка и сообщений типа «Не спам! Работа не бей лежачего — зарплата $30 000», то вырисовывается абсолютно другая картина.

В интернете нет искренности. Откровенным, честным с самим собой человек может быть только в личном блоге с закрытым ото всех доступом. Для всех остальных будет транслироваться созданный образ, которому человек стремится соответствовать.

Таня Абросимова

Профессор когнитивной психологии и коммуникаций Джефф Хэнкок (Jeff Hancock) провёл

исследование

честности в социальных медиа. Результат удивляет.

По мнению Хэнкока, человек не врёт без причины. Если он это делает, то чтобы:

защитить себя;

извлечь выгоду.

Но монитор и расстояние, по мнению профессора, не повод для лжи. Почему?

Есть (как минимум) две причины.

Устная речь появилась гораздо раньше письменной и, в отличие от последней, доступна всем. Отсюда исторически сакральное отношение к словам, зафиксированным на бумаге или в другом виде. Соврёшь вслух — половина не заметит, половина скоро забудет. Напишешь неправду — запомнят надолго и смогут доказать.

Социальные сети — это не просто статусы, фотографии и посты «ни о чём». Это люди, которые их создают и читают. Чаще всего — близкие люди. Кем ты будешь в глазах своих родственников, друзей, коллег, если соврёшь? Социальная ответственность и нормы морали повышают уровень правдивости.

Из этого можно сделать вывод, что обычные пользователи в социальных сетях чаще всего всё-таки говорят правду.

Гипертрофированную, но правду.

Я — версия 2.0

Люди охотно выкладывают в Сеть фотографии и рассказывают про своих мужей и жён, детей (даже новорождённых), домашних питомцев, жилища… Только посмотрите, какой заботливый у меня муж — приготовил мне завтрак. Лайк! А какой милый у меня малыш — вот он какает. Лайк! Я в отличной форме в свои 35 — правда, мне к лицу новое платье? Лайк!

Не могу этого понять. Но, думаю, возможны два варианта. Первый, когда люди используют альбомы в социальных сетях как облачное хранилище. Второй — уже психология. Люди хотят получить положительную оценку окружающих.

Мы решили разобраться в психологии и обратились с вопросом, зачем люди устраивают «стриптиз» в социалках, к профессионалу.

Эгоцентризм и тщеславие

Есть такой тип личности — истероидный, или демонстративный. Такие люди склонны к театрализации. Активность в социальных сетях позволяет им постоянно обращать на себя внимание. Они уверены, что обязаны подарить миру свой «богатый внутренний мир».

Лайки и положительные комментарии тешат самолюбие таких людей. Они не терпят конкурентов, поэтому банят всех, кто не восхищается ими.

Истероиды — актёры, любят примерять на себя различные маски. Вот я дрянная девчонка, а вот я хозяюшка / вот я спортсмен, а вот я на крутой тачке.

Анна Кутинова

Подмена понятий

Комментариев нет:

Отправить комментарий